+7 (911) 908-70-08 Заказать обратный звонок
+7 (911) 908-70-08 Заказать обратный звонок

Какое образование нужно нам, стране, обществу, миру?

Старая образовательная система отстает от современных требований по той простой причине, что информационные технологии переживают быстрый прогресс, а наше умение работать с информацией остается на прежнем уровне. Неважно, что вы изучали (изучаете) в школе, Вузе. Важно, насколько быстро вы это умеете делать, насколько качественно вы усваиваете информацию, имеете ли возможность воспользоваться ею спустя день, неделю, год, десять лет.

Если вы посмотрите на сегодняшнюю систему образования, то увидите, что проблема заключается в том, что практически никто не осознает, что именно неумение работать с современными потоками информации поставило в стрессовую ситуацию и преподавателей, и учеников, и родителей.

Школьное образование призвано научить нас читать, писать, считать. Оно не выполняет этой своей функции. 95% выпускников школ не умеют читать в прямом смысле этого слова. Согласно Примерным скоростным характеристикам учебно-познавательных процессов, они должны читать 180-220 вслух, 310-330 слов в минуту про себя. Эти показатели напечатаны в 1987 году. На этот темп были рассчитаны классные и домашние задания. Прошло 20 лет. Объем материала по всем предметам увеличился многократно. Сегодня темп чтения про себя должен быть не менее 700-800 слов в минуту. От того, как мы читаем, зависит уровень развития не только каждого конкретного человека, но и уровень развития общества. Сегодня, на мой взгляд, опасно учиться у тех, чьи знания, умения устарели.

Результаты обучения являются ежегодно доказательством того, что у миллионов выпускников не сформированы обще-учебные навыки, большинство читает на уровне 5-7 класса, отсутствуют элементарные знания окружающего мира. Современная система образования не может ударить в грязь лицом, обнародовать все свои недостатки. Поэтому мы имеем ЕГЭ и тому подобные нововведения.

Наше будущее и будущее наших детей можно изменить в лучшую сторону: ввести во все общеобразовательные школы, институты предмет, позволяющий развить умение работать с информацией, скорость мыслительных процессов, качество мышления.

Итог:

  •  меньше времени на изучение традиционных предметов и качественное их усвоение;
  •  умение удерживать информацию с одновременного предъявления;
  •  отсутствие стрессовых ситуаций для учеников, родителей, преподавателей;
  •  повышение производительности труда;
  •  повышение скорости обработки и объема информации;
  • гибкость, нестандартность мышления, способность принимать точные и своевременные решения;
  • экономия денег и времени, затрачиваемых на работу с документами и профессиональное обучение персонала (уже через несколько часов человек забывает большую часть новой информации).

Методики «Вундеркинд», «Скорочтение. Развитие памяти», «Скорочтение. Управление информацией» Васильевой Лидии Львовны не имеют аналогов ни у нас в стране, ни за рубежом.

Уникальность предлагаемых методик заключается в следующем:

  •  каждый из курсов разработан для определенной возрастной группы;
  •  дана четкая поурочная система формирования навыка скорочтения, система работы над языком, над ритмом мысли, структурой текста, скоростью мыслительных операций;
  •  упражнения расположены в соответствии с требованием «мозг должен быть лишь постепенно приучен к работе»;
  •  имеет четкие указания по времени, по алгоритму снятия информации, по результатам на каждом конкретном этапе;
  •  дан комплекс упражнений на формирование навыка запоминания информации с первого предъявления, выбор типа чтения в зависимости от цели;
  •  тренинг позволяет оптимизировать интеллектуальные ресурсы, мышление становится позитивным, нестандартным, меняется его качество и скорость мыслительных операций.

Скорочтение – единственный вид умственной деятельности, который позволяет решить все эти задачи;

  •  дана информация о том, как определяются доминирующие профили и конкретные рекомендации, как обучать людей, зрительно, аудиально зависимых;
  •  обучение дает гарантированный результат. Востребованность курсов скорочтения будет возрастать с каждым годом: объем информации во всех областях человеческих знаний растет лавинообразно, а уровень наших умений работать с ней остается на том же уровне.

Скорочтение должно стать одним из основных предметов и в школе и в Вузе. Что толку от знаний, которыми человек не может воспользоваться? Для чего тратить и время, и деньги, если от 40 до 80% информации «уходит» в корзинку для мусора (иного названия для мозга неподготовленного человека найти трудно). Прежде необходимо это замечательное создание природы научить группировать, структурировать, систематизировать информацию.

Большая часть предложенных сегодня на рынке методик скорочтения основывается на развитии артикуляционного аппарата (если речь идет о темпе чтения вслух), сокращении внутренней артикуляции и развитии периферического зрения (если речь идет о темпе чтения про себя).

Скорочтение — единственный вид умственной деятельности, который позволяет развить весь блок психических процессов. Чтобы овладеть скорочтением, необходимо активизировать химические, биохимические реакции всего головного мозга, наработать дополнительные связи между нейронами, увеличить скорость мыслительных процессов, изменить качество мышления.

Левое полушарие отвечает за буквальное понимание слов, работу с числами, структурирование информации, создание алгоритмов, логику, двигательную систему правой половины тела.

Правое считывает подтекст, отвечает за целостность восприятия, наглядно-образную память, пространственное воображение, неординарность мышления, усвоение информации на уровне мысли, творческие способности.

Одновременное включение полушарий позволит в полном объеме воспринимать информацию.

Развитие ритма мысли, индуктивности мышления, скорости мыслительных процессов позволит в режиме быстрого чтения «видеть» структуру текста, отслеживать развитие мыслей автора. Изучение стилистики позволит выражать свои мысли точно, выразительно.

Изучение лингвистики позволит хорошо ориентироваться в языковых средствах, уместно употреблять их. Огромный пласт языка  это фразеологизмы, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы. Понимание слов и значений, понимание слов и значений в их взаимосвязи, выделение существенных признаков предметов и другие параметры вербального интеллекта являются центральными в курсе «Скорочтение».

Пошаговая работа над развитием смысловой памяти, изучение способов изложения информации (дедукция, индукция), типов текста (повествование, описание, рассуждение), композиции развивают способность ориентироваться в тексте, понимать, запоминать и использовать эту информацию в будущем.

Знакомство с видами чтения (сканирование, выборочное, просмотровое, панорамно-быстрое, углубленное), развитие умения в зависимости от целей и задач выбирать тот или иной вид приводят к развитию гибкой стратегии чтения.

Знание приемов запоминания тематически не связанной информации, формирование навыка путем отработки каждого приема способствуют качественному запоминанию, развивают память.

Выполнение психо-физических упражнений позволит развить образное мышление, концентрацию, распределение, переключаемость, устойчивость внимания. В курс входят упражнения на развитие арифметико-практического мышления и логики, пространственного воображения и логики, наблюдательности, зрительной памяти, скорости зрительного восприятия, слуховой памяти, гибкости, вариативности мышления, гармонизацию работы полушарий, умение выполнять одновременно две мыслительных операции.

Только все это в совокупности позволит понять, записать, сохранить в нашем мозге информацию и дает возможность пользоваться этой информацией в будущем. Фундамент для образования

 Что будет, если воспитанием ребенка займется талантливый педагог?

Отвечу словами Бориса Федоровича Сергеева, автора книги «Парадоксы мозга»: «Общую одаренность можно назвать особым видом умственных способностей. Если родители не используют особые методики для формирования или развития талантливости детей до 2-3 лет, то такой ребенок никогда не сможет стать талантливым. А если наделенный талантом ребенок будет общаться в детсаду или школе со «средним», незнакомым с системами развивающего обучения учителем, то уместно будет вспомнить следующую поговорку: «С кем поведешься, от того и наберешься».

Антиинтеллектуализм  вещь еще более прилипчивая, чем интеллект или одаренность. Выход самоочевиден: пускай учитель будет заурядным, но, владея методиками интенсивного развития, он вполне способен сделать ребенка талантливым или, как минимум, поднять уровень этой талантливости. Несчастье состоит в том, что во многих детских садах и школах наставники и преподаватели считают, что такого понятия, как интеллект, вообще не существует!

Бесспорно то, что, занимаясь развитием интеллекта, воспитатели и родители создают прочный фундамент для будущего образования».

Вы постоянно говорите о том, что скорость чтения вслух должна быть ограничена – максимум 180-200 слов в минуту... 

Да, это тот темп, к которому приспособлен артикуляционный аппарат - речь при таком чтении не является монотонной. Логические ударения, интонационное оформление позволяют слушателям не только слышать, но и понимать речь. В таком темпе достигается лучшее понимание текста учениками, потому что они воспринимают информацию не на уровне суммы лексических значений слов, а на уровне мысли.

При скорости чтения менее 120 слов в минуту понимание текста, напротив, ухудшается. Большинство учащихся общеобразовательных школ читают ниже «Примерных скоростных характеристик учебно-познавательных процессов», а темп чтения влияет на успеваемость сильнее, чем остальные факторы, вместе взятые.

 Чем медленное чтение грозит школьникам?

 У медленно читающих детей не сформированы знания по большинству школьных предметов. Согласитесь, скорость чтения 45-100 слов в минуту не позволяет ученику не то что выполнить домашние задания, но даже прочитать заданные тексты по предметам один раз. От скорости чтения зависит уровень понимания и запоминания, следовательно, медленно читающему школьнику необходимо минимум два-три раза прочитать текст. Знаете, сколько времени потребуется ученику 10 класса на качественное выполнение домашнего задания при таком «умении» работать с текстом? От 5 до 7 часов. Прибавьте к этому 6-7 уроков в школе. Длительность рабочего дня составит 11-14 часов.

 Что Вы думаете о получившей столь широкое распространение системе репетиторства?

 Система репетиторства расцвела в школах пышным цветом и только усугубляет ситуацию. Какая необходимость на уроке ученику «включаться», если после уроков учитель (за папины и мамины денежки) ему все разжует и в рот положит? Нет усилий – не формируется умственная работоспособность, не совершенствуются память и внимание, не развивается мышление. Репетиторство оправдано только в одном случае: ученик пропустил уроки по уважительной причине, и с ним необходимо отработать пропущенные темы. Все!

В 4 классе до 70 % детей являются хорошистами, в 5 классе их число уменьшается. Преобладающее большинство учеников  троечники. Многие ребята считают, что учиться хорошо невозможно. Учись, не учись – получишь тройку. Если это так, то легче не учиться, чем учиться. В 5 классе многие перестают выполнять домашние задания, обязательными считают только письменные.

 Почему Вы считаете, что дополнительное образование все-таки необходимо?

 Цель дополнительного образования – не просто научить читать, не просто увеличить темп чтения, но и научить детей усваивать информацию с первого предъявления, развить все виды памяти, активизировать мыслительные процессы. В условиях работы с тридцатью учениками в классе учителя, как правило, не могут достичь нужных результатов обучения. Честь и хвала тем школьным учителям, которые смогли объяснить родителям, что при наполняемости класса 25-30 человек невозможно научить их читать, поэтому стоит подумать о дополнительном образовании.

 Каким должен быть объем домашних заданий?

70% материала изучается на уроке, на домашнее закрепление - 30% . Из опыта работы со старшеклассниками знаю, что они часто до часу, до двух ночи сидят за книгами. Это нецелесообразно. Ученые доказали, что для оптимального усвоения информации человек должен спать 6-8 часов в сутки. Мозг сортирует, группирует, классифицирует, структурирует и архивирует информацию именно в это время. Это гарантия того, что ее потом можно извлечь.

 Во многих школах сейчас вводят новые предметы. Каково Ваше мнение?

 Я думаю, в этом нет необходимости. Новые предметы и факультативы должны четко вписываться в систему школьного обучения, не перегружая детей. А перегрузка возникает, если учебный процесс организован неправильно. Упор должен делаться на гармоничное развитие личности, так как это та база, из которой в дальнейшем ученик будет заимствовать ресурсы для саморазвития.

 Это проблема только российского образования?

Нет, такое положение дел не только в наших школах. Закрывается огромное количество школ в Англии. Совершенно нелогичное объяснение причин такого решения: условия не позволяют гарантировать качество обучения. Но ремонт и современное оснащение школ не научат детей работать с возросшими потоками информации. На сайте Министерства образования США есть статья, в которой речь идет о проблемах с обучением и о том, с какой целью введено было несколько лет назад тестирование.

 На какую сторону обучения Вы бы еще хотели обратить внимание?

От класса к классу увеличивается объем информации, его сложность. Но не меняется юридический статус ученика. В старших классах предпочтительнее сотрудничество «ученик – учитель». Ученики должны осознавать, что обучение обращено к ним самим, испытывать удовольствие от того, что память становится все лучше, что читают с каждым днем все быстрее, узнают на уроках все больше и больше интересного. В классе учитель и ученик на равных, у них равные права и обязанности. Я пришла учить, я обожаю свое дело, ученик пришел учиться и ему нравится делать свое дело – учиться. Не горишь сам, не увлечен – не увлечешь детей. И еще одно правило для учителя: «Относись к ученикам, как к своим детям». Этого, на мой взгляд, достаточно, чтобы никогда не возникало никаких проблем.

Пора вернуть общеобразовательной школе статусность дореволюционной. То, что сильные мира сего отправляют своих детей за границу, является доказательством того, что в наше образование они вкладывать не будут. Те полумеры, которые есть и будут, ничего не изменят. Школы Запада в том же положении, что и наши, просто они престижны, их аттестаты и дипломы признаны. Но зачем посылать детей за тридевять земель, отрывать от семьи, если и у нас достаточно талантливых учителей?

 Какой была русская школа до революции?

 Отвечу словами из статьи Дмитрия Конюхова (Школьное православное образование. М, 1999 С. 2324). «Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в Древней Руси характеризовалась существенной связью с византийской традицией. Однако, в противовес греческой системе образования, основанной на приоритете частных форм обучения, русская школа развивалась как государственный институт, поскольку в народном образовании было заинтересовано, прежде всего, государство. Благодаря усилиям со стороны государственной власти и в связи с крепнущей в народе тяги к просвещению дело школьного образования в России постепенно развивалось. В дореволюционной системе российского образования можно выделить три основных направления:  духовное направление (училища, семинарии и академии);  церковноприходское направление, присущее воскресным, церковноприходским школам, а также школам грамоты;  светское направление, характерное для частных гимназий, лицеев, вузов, пансионов. Существовало две системы. Первая – для широких масс населения (3-4 годичная школа или 5-6 годичное училище), которая не давала возможности детям низших слоев получить среднее или высшее образование. Возможен был переход далее лишь в ремесленные школы, низшие технические училища и торговые школы.

Вторая система  среднего или высшего образования – предназначалась для детей дворянства, духовенства и буржуазии. Эта система делилась на две: для мальчиков (Пажеский корпус, Училище правоведения, гимназии, реальные коммерческие училища, кадетские корпуса, духовные семинарии) и для девочек с пониженным объемом знаний (женские гимназии, институты благородных девиц)».

Как вы относитесь к тому, что в наших учебниках литературы все меньше места занимает русская классика, в учебниках истории извращаются факты?

Вопрос не по теме. Но я отвечу на него. Исчезновение величайшей литературы приведет к забвению. Незнание родной истории приведет к потере связи поколений. «Если человек стреляет в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в него из пушки». Это сказал много лет назад Булат Окуджава во время одного из своих выступлений по телевизору. Великий народ имеет великую историю. И не гоже отказываться от нее и от своих предков. Народ силен именно этой связью.

Что позволяет Вам и Вашим педагогам давать стабильный результат? Вы не боитесь, что в силу внешних причин не сможете дать гарантированный результат? Дети-то все разные.

Мы знаем, что лежит в основе тех или иных отклонений от нормы. Дело чаще не в отсутствии знаний и не в запоздалом формировании обще-учебных умений и навыков. Все больше количество детей нуждается в своевременной и адекватной помощи, так как имеет место задержка развития центральной нервной системы, высших функций головного мозга. Медики нередко отрицают повреждения нервной системы, так как точная диагностика повреждений отсутствует. Психологи проводят диагностику, ставят МДМ (минимальная дисфункция мозга), но дальше рекомендаций – заниматься спортом, следить за режимом дня, исключить телевизор, компьютер – не идут. Порой таких детей психологи относят к группе ЗПР (замедленное психологическое развитие). Педагоги традиционной школьной системы не учитывают психофизиологических особенностей детей, так как не обладают необходимыми знаниями и все сводят к педагогической и социальной запущенности.

Что лежит в основе минимальных мозговых дисфункций?

  •  осложнения во время беременности;
  •  «неправильные» роды;
  •  особенности развития мозга;
  •  детские болезни;
  •  травмы.

Нервная система малыша чрезвычайно ранима. Например, отсутствует четко налаженный режим дня (родители до полуночи не спят, и ребенок вместе с ними бодрствует. Утром спят до 11-12, и ребенок с ними). Резкая смена климатических условий (сейчас модно отдыхать за границей, жариться на солнышке) и т.д.

С физиологией не поспоришь: она впоследствии даст сбой той или иной функции, спустя годы нарушение обязательно проявится. На эти нарушения родители обращают внимание чаще всего, когда, например, годами водят ребенка к логопеду, а результат близок к нулю; когда отдают свое чадо в школу, и у него возникают проблемы с чтением, счетом, письмом. Именно так зачастую проявляется нарушение мозговых дисфункций.

Рассогласованность в работе мозга всегда приводит к нарушениям в поведении и обучении, к невротическим реакциям. За время работы в школе я хорошо усвоила, что, обеспечивая детям постепенное, щадящее вхождение в учебный процесс, подготавливая мозговые структуры ребенка к дальнейшему обучению, правильно организовывая обучение, можно гарантировать, что не будет возникать умственного и физического утомления, отторжения учебного материала.

Через короткое время и родители, и педагоги общеобразовательной школы отмечают эмоциональную стабильность, хорошую работоспособность, повышение интеллекта ребенка. Это следствие. А причина такого результата проста: в ходе тренинга активизируются структуры головного мозга, нарабатываются связи между нейронами и останавливается процесс спонтанной их потери.

 

Сравнительная характеристика

 

Другие авторы

Методика  Васильевой Л.Л.

1

Общие теоретические положения, связанные с раз-личными точками зрения на скорочтение. 

Четко обоснованные проблемы современной системы образования, связанные со все возрастающими потоками информации и нашим неумением ориентироваться в ней.

2

Авторы не являются специалистами в области языка. Это причина того, что речь идет только о механическом чтении, рассматриваются основные традиционные недостатки  в отрыве от структуры, типа текста, способа изложения мысли.

Скорочтение  в дополнение к вышеперечисленному  - это богатство лексикона и навыки анализа предложений. Без знаний структуры текста, способов изложения мысли, стилистики, лингвистики скорочтение будет только механическим: скорость возрастет, а уровень понимания, запоминания и возможность воспользоваться впоследствии этой информацией останется на том же уровне.

Комплекс упражнений.

3

Большинство методик по скорочтению направлено на развитие  периферического поля и сокращение внутренней артикуляции, совершенствование смысловой обработки текста  различными способами, о базовых условиях выработки навыка быстрого чтения – активной памяти, концентрации внимания, образности.

Даются рекомендации на основе традиционных недостатков.

Основные требования к скорочтению:

-          скорость мыслительных операций;

-          богатство лексикона;

-          гибкая стратегия чтения;

-          одномоментное включение всего головного мозга, усиление химических, биохимических реакций;

-          индуктивность, ритм мысли;

-          скорость зрительного восприятия;

-          периферическое зрение, расширение зрительной оси;

-          сокращение внутреннего проговаривания, умение опознавать слово как образ;

-          навыки структурного анализа предложений.

Комплекс упражнений.

4

Отсутствует  четкая информация о гибкой стратегии чтения и условиях применения того или иного вида чтения.

В зависимости от цели чтения человек должен владеть просмотровым, углубленным, панорамно-быстрым, выборочным чтением. Условия применения.

Комплекс упражнений на  формирование  навыка путем выполнения системы упражнений.

5

 Методики по развитию памяти  дают историю развития вопроса, мнения ученых по этой проблеме, образцы упражнений. Не уделено достаточного внимания практическому курсу развития всех видов памяти.

Комплекс упражнений, позволяющих удерживать информацию любой сложности и объема.

 

6

Отсутствует информация

о формировании умения работать с информацией в режиме сканирования, про-смотрового, выборочного чтения.

Формирование навыка запоминания информации с первого предъявления, выбор типа чтения в зависимости от цели.

Комплекс упражнений.

7

Речь идет об удержании информации в режиме повторения.

Самая большая ошибка образовательной системы: мозгу постоянно дается команда «не напрягаться, есть возможность повторить». Именно это является причиной того, что современный человек обладает пассивной памятью, работает только кратковременная память.

Комплекс упражнений.

8

Информация в трудах  отсутствует.

Формируется умение видеть структуру текста, ориентироваться в развитии мыслей автора, в активном режиме выделять смысловой блок, отсекая поясняющую, дополняющую, иллюстрирующую информацию, что  позволяет понимать, запоминать, дает доступ к этой информации через продолжительное время.

Комплекс упражнений.

9

Доминирующее левое полушарие позволяет снимать информацию дискретно, частями. Отсутствует

информация о приемах, способствующих вживанию в текст.

Формируется путем выполнения специальных упражнений навык одновременного включения правого (отвечает за целостность восприятия информации и считывание подтекста) и левого полушария (отвечает за буквальное, прямое значение слов) что позволяет полно и целостно воспринимать информацию, вживаться в текст.

Комплекс упражнений.

10

Отсутствует информация в книгах.

Авторские разработки упражнений на индуктивность, ритм мысли. Левое полушарие в режиме сканирования «видит» логику расположения информации, и дает пошаговый, самый оптимальный алгоритм ее удержания. Правое «запоминает» образ, число картинку, то есть наполнение структуры. Только одномоментное включение всех структур головного мозга и время, ограниченное секундами, дает качество восприятия.

Комплекс упражнений.

 

11

 

Отсутствует информация в книгах.

 

Комплекс упражнений на развитие вербального интеллекта.

 Цель:

- понимание слов и значений;

- понимание слов и значений в их взаимосвязи;

- выделение существенных признаков предметов;

- речевое чутье;

- индуктивное речевое мышление;

- гибкость речевого мышления;

- активизация лексикона.

12

Отсутствует информация в книгах.

Комплекс упражнений на активизацию мыслительных процессов.

13

Скорочтение дается как самостоятельная, конечная цель.

Комплексы упражнений позволяют оптимизировать интеллектуальные ресурсы, мышление становится позитивным, нестандартным, меняется качество и скорость мыслительных операций. Скорочтение – единственный вид умственной деятельности, который позволяет решить все эти задачи.

14

Отсутствует информация в книгах.

Дана информация о том, как определяются доминирующие профили и конкретные рекомендации, как обучать людей, зрительно, аудиально зависимых.

15

Скорочтение дается как образовательная система.

 

Дана четкая поурочная система формирования навыка скорочтения, система работы над языком, над ритмом мысли, структурой текста, скоростью мыслительных операций. Это неотъемлемая часть тренинга.

Целенаправленно тренируются все блоки головного мозга. Скорочтение достижимо, если   наработана нейронная сеть во всех участках головного мозга. Оно является лишь условием для развития блоков головного мозга, отвечающих за перспективное планирование, регуляцию сложных форм поведения, изучение иностранных языков,  обеспечение связи с внешним миром,  регуляцию жизнедеятельности организма, осуществление сложных форм поведения, становление нервно-психических функций, восприятие и систематизацию вновь поступившей жизненно важной  информации и ее  архивирование,  формирование мотивации,  поведенческие реакции, регуляцию сна и бодрствования,  анализ и синтез речевых звуков, механизмы памяти, систему  обеспечения произвольных движений, ориентировочные рефлексы, моторный центр речи (центр Брока) и так далее. 

 

Запишитесь на БЕСПЛАТНОЕ вводное занятие!

Позвоните прямо сейчас!


+ 7 (911) 908-70-08

- или -

+ 7 (921) 784-91-95

 

Запишитесь на бесплатное вводное занятие